«Как правильно выстраивать доверительные взаимоотношения с детьми. На пути к будущей профессии и подготовке к экзаменам» в рамках общешкольного родительского собрания «Роль семьи в профессиональном самоопределении подростка»

23.03.2022

Цель:  раскрыть перед родителями роль семьи в профессиональном самоопределении подростков; осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми при выборе дальнейшего образовательного маршрута, при оказании помощи и поддержки детям при сдаче экзамена.

        Беда может постучаться в любой дом. И меньшая вероятность того, что она постучится, если в этом доме между родителями и детьми отношения строятся на доверии. Что такое доверие? Доверие – это когда твой ребенок может прийти и рассказать все без утайки, поделиться своими новостями, может задать тебе любой вопрос, не боясь, что ты его осудишь, накричишь, посмеешься. Когда есть в семье доверие, то любую беду можно вовремя предупредить.

       Для начала нужно знать, что ребенок не будет доверять вам просто так, все зависит от того, сможете ли вы правильно организовать общение в семье. Если этого не сделать, то дети не смогут нам по-настоящему открыться даже в стрессовый момент. Нужно помнить, что доверие ребенка нужно заслужить. И начинать строить доверительные взаимоотношения стоит с раннего детства. Есть 6 способов для налаживания с ребенком доверительных взаимоотношений.

1 способ – Умение слушать и слышать. Откладывайте телефон и слушайте ребенка, когда он говорит с вами

Когда вы встретились с ребенком после долгого дня, отложите телефон. Исследования показывают, что порой телефон слишком трудно игнорировать, и взрослые берут его в руки во время разговора с ребенком. Это указывает ему на то, что вам все равно, о чем вам рассказывают. Ваш ребенок не имеет для вас такого же значения, как и телефон. Даже если это неправда, ощущения именно такие – когда вы смотрите на экран во время разговора, качество беседы заметно снижается. Даже если вам не слишком интересно слушать про то, что происходило сегодня на детской площадке, постарайтесь проявить внимание. Навыки общения нужно развивать с раннего возраста. Если вы привыкнете внимательно слушать маленького ребенка, подростком он тоже будет разговаривать с вами охотно. Разумеется, если вы спешите и устали, общаться тяжело, но помните: если вы не слушаете – вы теряете возможность лучше узнать своего ребенка. К тому же ваши беседы просто теряют смысл. Задумайтесь, было бы вам приятно, если бы кто-то игнорировал то, что вы говорите, и пользовался во время беседы гаджетом? Ответ очевиден! Воспринимайте ребенка как равного и ведите себя вежливо во время разговора, если вы хотите, чтобы диалог к чему-то привел.

2 способ – Сохранение спокойствия. Постарайтесь слушать и реагировать спокойно

   Дети нередко отмечают, что не хотят разговаривать с родителями из-за того, что боятся, что мы создадим из проблемы еще более серьезную ситуацию. Нужно показать, что нам можно доверять, постараться нужно не терять самообладания. Начинать нужно с раннего возраста – не реагируйте слишком нервно, когда вашего ребенка кто-то толкнул на детской площадке. Если ваш ребенок говорит что-то, что вас расстраивает, просто сделайте глубокий вдох и постарайтесь успокоиться, перед тем как начнете говорить. Не спешите предлагать ребенку решение проблемы, позвольте ему самостоятельно выдвинуть варианты выхода из сложившейся ситуации. Тогда ребенок ощутит, что с вашей поддержкой он способен разобраться с чем угодно.

3 способ – Умение хранить секреты

     Помните, как вам было стыдно, когда ваш отец говорил при всех родственниках, что вы плохо учитесь? Или ваша мама рассказывала соседке, что вы ей сказали про ее дочку? Воспринимайте все, что ваш ребенок говорит вам, как конфиденциальную информацию. Если вы считаете, что вам нужно рассказать об услышанном кому-то другому, спросите об этом у ребенка. Это важно, даже если речь идет о вашем партнере. Только в таком случае ребенок будет понимать, что вы по-настоящему цените его доверие и готовы вести себя соответственно. Если же вы считаете, что детские печали и проблемы - это мелочь, не удивляйтесь, что дети не будут охотно с вами делиться своими переживаниями.

4 способ – начинайте разговаривать на серьезные темы с юного возраста

     Даже на самые непростые темы стоит начинать разговаривать уже в юном возрасте. Вам не стоит сторониться таких тем, как причины развода и т.д. Если вы будете дышать спокойно и поведете себя естественно, постараетесь отвечать кратко и четко, вам будет проще чувствовать себя спокойно, а ваш ребенок поймет, что может задавать вам вопросы о чем угодно, а также делиться собственными переживаниями. По данным исследований, дети в семьях, где родители не боятся разговаривать на серьезные темы, больше склонны вести себя открыто и в подростковые годы. Безусловно, это может быть непросто, но приложить усилия стоит, если вы хотите, чтобы в вашей семье всегда была доверительная обстановка и ребенок мог на вас положиться.

5 способ - говорите только правду

Соблазнительно сказать ребенку, что прививка совершенно не будет болеть. Но как ваш ребенок может доверять вам, если знает, что то, что вы говорите и обещаете, – часто неправда. Если вы хотите построить со своим ребенком крепкие доверительные отношения, будьте человеком, на которого действительно можно положиться. Это важно с самых ранних лет. Помните, что для детей очень важен пример их родителей. Если вы хотите, чтобы ребенок говорил правду, начинайте с себя. Тогда вам определенно удастся добиться комфортных, дружеских отношений, в которых нет места обману и притворству.

     Нужно помнить, что наше поведение, манера общения копируется детьми. И, конечно, неубедительно отговаривать подростка не курить, если сами родители курят. И неудобно просить ребенка открыть свою тайну, если сам от него многое скрываешь.

6 способ - Замените критику обсуждением. Если вы хотите знать о бедах и проблемах подростка, перестаньте его критиковать. Вместо этого — объясняйте и обсуждайте то, как вы видите проблему и как её можно решить. Без критики ребенка вам также удастся сохранить уверенность его в себе.

     Переходный возраст обостряет чувствительность к критике, поэтому прекратите ругать «ребёнка». Взрослые люди не ругают друг друга. Они выясняют отношения, ищут точки соприкосновения, иногда бьют посуду, но один взрослый человек не отчитывает другого из позиции «сверху». Вы хотите, чтобы ваш сын (или ваша дочь) делился с вами своими победами и чувствами? Для этого достаточно пятерых первых пунктов. Но если вы хотите знать о бедах и проблемах подростка, перестаньте его критиковать.

     Порой родители требуют, чтобы ребёнок хорошо учился или бросил играть в компьютерные игры. Но это всегда означает «Верните мне моего пятилетнего мальчика/девочку».

     Основная задача родителей не только передать ребёнку ответственность, но и помочь с ней справиться. Ученик 5-6 класса не может полностью отвечать за свою жизнь, однако за какие-то её сферы — вполне. Например, решать вопрос с «двойками» должен сам ребёнок, а иметь домашние обязанности не только правильно, но и полезно на будущее.

     Уважая чувства, желания и личные границы ребенка, прислушиваясь к тому, о чём он рассказывает, мы легко сможем завоевать его доверие.

Часто дети, которые приходят с разными проблемами к педагогу-психологу, просят родителям ничего не рассказывать, это очень грустно, и становится сразу ясно, что в этой семье с ребенком доверительных взаимоотношений нет. Но бывает, что ребенок заботится о спокойствии своих родителей и хотел бы справиться без них. И тогда его приходится убеждать, что самые близкие люди способны помочь больше в той или другой ситуации. Хочется пожелать, чтобы у вас с детьми были теплые доверительные взаимоотношения всегда, даже когда им будет 40 лет.

  

   Предлагаю родителям поучаствовать в экспресс-диагностике «Характер родительского отношения» Она поможет определить вероятность возникновения или существования доверительных детско-родительских взаимоотношений.

     Инструкция:
   Прочитайте данные утверждения. Если Вы согласны с ними, напишите ответ «Да», если не согласны – ответ «Нет». Помните, что не существует правильных и неправильных ответов!


1. С раннего детства следует контролировать ребенка и держать в жестких рамках, тогда из него вырастет достойный человек.
2. Основная причина неудач моего ребенка - это лень, эгоизм, упрямство.
3. Я думаю, что моему ребенку будет трудно чего-то добиться в жизни.
4. Я считаю, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
5. Часто мне трудно найти общий язык с ребенком.
6. У меня не получается разделять интересы своего ребенка.
7. Моего ребенка интересуют только глупости и бесполезные занятия.
8. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне разумнее, чем мой ребенок.
9. Мне кажется, что для своего возраста мой ребенок недостаточно зрелый.
10. Порой мне кажется, что мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

Подсчет баллов:
за каждый ответ «Да» присваивается 1 балл. Далее все полученные баллы суммируются.

Результат более 5 балловсвидетельствует о том, что родитель испытывает по отношению к ребенку злость, досаду, раздражительность и обиду. Часто возникают трудности в нахождении общего языка с ребенком, присутствует непонимание его интересов и увлечений. В отношениях доминирует отвержение. Ребенок не воспринимается всерьез как личность. Зачастую это авторитарные отношения, которые строятся по принципу тотального контроля, дисциплинарных рамок, запретов, навязывании ребенку своей воли. Подобные отношения часто складываются из-за низкого уровня психологической грамотности родителей. При таком отношении к ребенку доверительные взаимоотношения выстраивать сложно.


Результат менее 5 баллов
свидетельствует об адекватном отношении родителя к ребенку. Возникновение трудностей не исключено, но подобные проблемы решаются быстро и продуктивно. У родителей не возникает серьезных проблем в общении с собственным ребенком, они демонстрируют психологическую компетентность во взаимоотношениях. Преобладают так называемые симбиотические отношения, т.е. взаимопомощь и договорённость. Взрослый не устанавливает психологической дистанции между собой и ребенком, старается быть ближе к нему, демонстрирует понимание, участие, является старшим товарищем. С таким отношением родителя к своему ребенку большая вероятность возникновения доверительных взаимоотношений.

       Что же касается профессионального выбора ребенка, то здесь вы также должны доверять своему ребенку и разговаривать с ним на тему выбора будущей профессии.

       Так учеными социологами подсчитано, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности выбирают профессию, не соответствующую их склонностям и интересам. Это влечет за собой разочарование и психические расстройства.

Первый способ – метод проб и ошибок, когда человек вслепую, пробует себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную нужную профессию.

Второй  способ – знакомится с миром профессий, изучает себя, свои интересы, требования к той или иной выбранной профессии.

Третий способ – выбор профессии своих родителей, он возможен в том случае, если это традиция семьи. 

·     Бывает, что подросток  не готов еще к самостоятельному принятию решений, что говорит о его  социальной незрелости.  Разные родители по-разному поступают в ситуации выбора их ребенком профессии. Одни решают сами, диктуют сыну или дочери определенные условия. Другие отстраняются от помощи, предоставляя молодому человеку полную свободу выбора. Следует же не навязывать подростку готовых решений, а создать возможность позитивного выбора и проявления самостоятельности. Как поступить в конфликтной ситуации? Спокойно, сдержанно, тактично и чутко. Даже если сам подросток ведет себя вызывающе, он ценит ваше уважительное отношение к нему.

·        Еще одна трудность, с которой сталкивается подросток в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших

·        Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик.

·        В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, т.е. я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.

·        И тут мы подходим еще к одной группе проблем, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют  недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.

       При выборе профессии и учебного заведения вам поможет сайт Куда поступать бай. (Рассказ как им пользоваться).

Рекомендации как помочь ребенку при подготовке к экзаменам.

Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие личности. Очевидно, что любой экзамен провоцирует стресс: сильное волнение, страх, неуверенность в себе, нервозность или депрессии.

Вы, уважаемые родители, можете помочь Вашему ребенку. Поверьте, он нуждается в этом. В период подготовки и сдачи экзаменов Ваш ребенок переживает великое множество негативных эмоций, таких как страх, неуверенность, тревожность и т.д.

Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям. Страх получить неудовлетворительную оценку на экзамене мешает сосредоточиться и найти верное решение.

Вслушайтесь, пожалуйста, в это слово ПЕРЕЖИВАНИЕ, т.е. “пережить” что-либо. Но пережить события или обстоятельства, породившие кризис- экзамен, человек может всегда сам и только сам. Никто этого не сделает за Вашего ребенка ни Вы, ни кто-либо другой. НО процессом переживания можно в какой-то мере управлять, т.е. Вы можете своими действиями раздувать, культивировать переживания страха и неуверенности ребенком, постоянно грозя ему, что произойдет в случае, если он не сдаст экзамен, либо, наоборот, пытаться свести на минимум все страхи перед испытанием.

Убедите Вашего ребенка, что неудовлетворительная оценка – это не крах всему на свете.

Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки. Позитивный настрой – это источник “добрых” эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию. Итак. Если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать. Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому что в спешке запоминали.

Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, то Ваш ребенок занимается, освободите его на время от каких-то домашних обязанностей.

Обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает материал.

Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на “счастливый” билет или “неписаные” правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову…чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование комплекса “неполноценности”, ребенок разочаровывается в себе, когда он думает что, несомненно “хуже других”. Комплекс “неполноценности” - самое плохое, что могло придумать наше сознание. Порождая неуверенность, этот комплекс ведет к неуспеху. Неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением.

Уважаемые родители, следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки не переутомлялся. Отдыхал и бывал на свежем воздухе. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Относитесь спокойнее к их нервозности в этот период! Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас тот самый момент, чтобы дать понять ему это!!

Обратите внимание, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! Только во сне в нервных клетках образуется “тигроидное” вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Если Вы видите, что ребенок устал, лучше уговорите его отдохнуть, вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала. Если Вы обнаружили, что у ребенка происходят нарушения сна (плохо спит, не может долго уснуть, слишком рано просыпается и т.д.) это может быть, комплекс “недо”, т.е. “недочитал”, “недоучил”, “недоповторил”, “недопонял”. В этом случае Вам родители рекомендуется помочь ребенку пересмотреть время на подготовку к экзамену, может, оно распределено неравномерно, либо неэкономно, и если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

Уважаемые родители, следите, чтобы ребенок не учил во время еды. Во время еды организм настроен на переваривание пищи, а не информации. На Руси говорили: “Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память”. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Эмоционально поддерживайте Ваших детей. Больше хвалите своих детей! Подбадривайте их. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Некоторые особенности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.

5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередование умственного и физического труда.

2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.

3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.

3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.

4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.

5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».

6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).

7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

Рекомендации учащимся и педагогам при подготовке к экзаменам и ЦТ от педагога-психолога

   1. Если накануне экзамена или ЦТ Вы постоянно думаете и говорите о провале, то постарайтесь не думать о плохом. Конечно, это будет трудно, но день за днём, настраиваясь на успех, Вы, наконец, поверите в него. Представьте себе картину будущего легкого и удачного ответа и почаще представляйте себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как Вы, волнуясь, входите в класс, садитесь на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются Вам, уверенному в себе человеку. Ведь мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают готовиться «спустя рукава», ведь все равно впереди ждет неудача. Только Вы не подумайте, что этого достаточно: настраивался месяцами на успех и пошёл себе с улыбкой на экзамен или ЦТ. Учить материал всё равно нужно. Без знаний в голове данный приём не работает:)

   2. Если волнение все же не покидает Вас, то используйте приём, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если у Вас каменное спокойствие — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене/ЦТ часто мешает хорошим ответам.

3. Если Вы заранее рассматриваете экзаменаторов как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения. Даже если экзаменатор кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность. Другими словами, экзаменатор уже на Вашей стороне и рад Вам поставить лучшие баллы, но, опять же, при условии, что у Вас присутствуют знания в голове: )

4. Понятно, что знания – основа успеха на экзамене, потому нужно очень эффективно их заполучить. Используйте для этого при подготовке такой приём, как работу с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте свою личную систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта, лучше на большом листе. Лучше запомнится материал, если Вы используете в своих опорных конспектах разноцветные чернила. Такой опорный конспект американский психолог Тони Бьюзен назвал ,,интеллект-картой,,. При переносе информации на такую карту работают сразу два полушария головного мозга, и поэтому запоминание и воспроизведение материала происходит более эффективно.

5. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения.

Ритмичное четырехфазное дыхание

• Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени. Первая фаза (4-6 сек.). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

• Вторая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания.

• Третья фаза (4-6 сек.). Сильный глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).

• Четвертая фаза (2-3 сек.). Задержка дыхания. Дышите таким образом не более 2-3-х минут. Аутогенная тренировка (3-5 минут)

• Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

• Мысленно повторите 5-6 раз «Правая рука тяжелая».

• Затем повторите исходную формулу «Я спокоен».

• Затем снова 5-6 раз произнесите формулу «Левая рука тяжелая».

• Снова повторите мысленно «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!».

• Для того, чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

6. Прогулки на свежем воздухе также улучшают настроение, помогают справиться со стрессом, а, главное, они укрепляют память. Каким образом? Очень просто. При ходьбе увеличивается приток крови к головному мозгу. Это, в свою очередь, улучшает память и способствует мыслительным способностям человека. В ходе эксперимента ученые доказали, что при ходьбе наблюдается значительное улучшение памяти. Бег также способствует развитию мозговой функции, а вот при езде на велосипеде она не настолько выражена.

Успехов тебе, дорогой мой выпускник!

Психологические рекомендации учителям

Уважаемые учителя!

• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогайте избежать ошибок.

• Поддерживайте выпускника при неудачах.

• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

• Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

• Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

                 Успехов вам, дорогие учителя, в вашем нелёгком деле!