Методическая разработка

родительского собрания на тему:

«Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам»

Педагог-психолог

                                                           ГУО «Средняя школа № 2 г.Речицы»

                                                           В.А.Решетник

Цели:

  1. Формирование общего представления о влиянии экзаменационного стресса на эмоциональное и физиологическое состояние обучающихся;
  2. Формирование психологических приемов, навыков и техник, направленных на борьбу с экзаменационным стрессом;
  3. Освещение основных рекомендаций родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты экзаменационного стресса.
  2. Целенаправленно отработать практические навыки, направленные на поддержку психологического состояния в экзаменационный период.
  3. Усвоить основные рекомендации, которые касаются грамотной подготовки к экзаменам.

Форма проведения: семинар с элементами тренинга

Группа участников: родители учащихся 11-х классов, педагог-психолог

Время проведения: 1 час 30 минут.

Подготовка:

  1. Подбор и изучение специального психолого-педагогического материала по данной теме.
    1. Подготовка материала для семинара с элементами тренинга.
    2. Подготовка буклетов, памяток и рекомендаций для родителей.

Ход семинара

Первый этап.

  1. 1.Упражнение на знакомство «Полина, пицца, Прага». Цель: знакомство, снятие первичной тревожности, эмоционального напряжения, сближение участников.

Участники садятся в круг. Каждый по кругу называет свое имя и на первую букву своего имени придумывает блюдо и город.

Материал: бейджики, ручки, карандаши.

  1. 2.Знакомство с некоторыми правилами тренинга.

Цель: принятие правил.

1. Принятие и использование тренинговых имен…

2. Здесь и сейчас…

3. Активность каждого участника на всех этапах занятия…

4. Уважение к говорящему, уважение чужого мнения...

5. Правило «стоп»…

6. Конфиденциальность…

Второй этап.

ЭКЗАМЕН – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. Стресс возникает не только при нагрузке, но и при ее отсутствии. Жизнь детей и взрослых в этот период наполнена эмоциональной напряженностью или тревожностью.

Тревожность – это поток чувств, сфокусированных на страхе: что– то плохое должно случиться. Это естественное, обычное состояние человека, в сложной, незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. Если человек не только накануне экзамена, но даже при мысли о нем испытывает состояние страха, неуверенности в себе и тревоги, то это состояние называется экзаменационная или тестовая тревожность

3 фазы реагирования на стресс:

  • реакция – тревоги (головные боли, учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, беспокойство и т.д.);
  • реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые предпринимаются ребенком);
  • реакция – истощения (после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению).

Признаки стрессового напряжения:

  1. Невозможность сосредоточиться на чем-то
  2. Слишком частые ошибки (нехарактерные для этого человека)
  3. Ухудшение памяти, внимания.
  4. Слишком часто возникает чувство усталости.
  5. Очень быстрая речь, быстрая ходьба
  6. Мысли часто «улетучиваются»
  7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка)
  8. Повышенная возбудимость и раздражительность
  9. Появление агрессивности, конфликтности
  10. Проявление нетерпеливости, нервозности
  11. Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции (страх, разъяренность, слезы)
  12. Потеря чувства юмора
  13. Пристрастие к вредным привычкам и появлению навязчивых движений
  14. Появление чувства душевного опустошения
  15. Постоянное ощущение недоедания либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде)
  16. Невозможность закончить начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность
  17. Отрицательное отношение к жизни

Стресс – динамический процесс последовательного развития различных изменений в организме при остром или хроническом экстремальном воздействии.

Реакция организма на стресс

Организм человека реагирует на стресс биохимическими изменениями, назначение которых – справиться с экстремальной ситуацией. Факторы, вызывающие стресс (стрессоры), различны, но они запускают в организме одинаковые по сути биологические процессы. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой столкнулся человек. Важна лишь интенсивность и продолжительность необходимой перестройки организма (адаптации)

Механизм возникновения стресса

В коре головного мозга формируется интенсивный стойкий очаг возбуждения – доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма. Затем развивается «цепная реакция», которая готовит организм к интенсивной мышечной нагрузке. Гипофиз в кровь выбрасывает большую порцию адренокортикотропного гормона, который вызывает усиление образования в надпочечниках адреналина и других физиологически активных веществ (гормонов стресса) Под их воздействием сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и лейкоцитов. Ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям, к тому, чтобы сражаться с врагом или убегать от него.

Факторы, влияющие на эмоциональное состояние обучающихся

  • неблагоприятная атмосфера в семье
  • неблагоприятная школьная среда

Стресс играет существенную роль в повышении кровяного давления, возникновении сердечных приступов, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, различных типов душевных расстройств. Любая активность приводит в движение механизмы стресса. Поэтому избежать его может тот, кто ничего не делает. Необходимо определять для себя оптимальный уровень стресса. Нужно уметь отдыхать, снимать нервное напряжение, учиться рациональному решению конфликтов, разумному планированию своей деятельности. Во время сдачи экзаменов, родители должны оказывать поддержку, а не психологическое давление.

Третий этап.

  1. 1.Творческо-креативное упражнение «Креативный антистресс» (под любую веселую музыку)

Цель: позитивное восприятие понятия стресса, активизация внутренних ресурсов в борьбе со стрессом, поиск совместных решений.

Материал: ватманы, карандаши цветные, фломастеры.

Участники делятся на три-четыре команды. Каждой команде раздается ватман. Задача каждой команды: в течении 10 минут нарисовать на ватманах образ стресса. Это может быть предмет, ситуация, знак, символ или любой другой рисунок. Затем каждая команда представляет свой образ стресса. Далее необходимо обменяться рисунками и уже другая команда пытается переделать рисунок так, чтобы он показывал решение стрессовой ситуации. Также происходит представление рисунков и обмен мнениями.

  1. 2.Упражнение «Путешествие в прошлое».

Цель: попытка прочувствовать состояние другого (ребенка в данном случае) с целью его рационального понимания.

Все участники располагаются поудобней и закрывают глаза. В течение 5 минут пытаются перенести себя в воспоминаниях в прошлое, в тот период, когда были выпускниками и сдавали экзамены. Задача участников: как можно более подробно и детально вспомнить и пережить заново все, что чувствовали и переживали на тот момент в прошлом. Затем происходит обмен впечатлениями и мнениями, сравнение нынешнего и прошлого поколения.

Упражнение «Ценности». Цель: более близкое понимание и рациональное восприятие ценностей подростка.

Материалы: маленькие листочки (8 штук), ручки.

Участники пишут на листочках свои главные ценности по 8 категориям (на 1 листочек – 1 категория): люди, места, группы людей, религия, дела, удовольствия, желания, прошлое. Затем предлагают своему соседу справа вытянуть два любых листочка, тем самым забирая ценности себе. Задача родителя: попытаться понять при этом – какие ценности есть у его ребенка и как он это переживает, когда его лишают ценностей. Можно провести обсуждение, дать рекомендации. Затем листочки возвращаются обратно и каждый при этом говорит: «Это мое и остается со мной!».

Четвертый этап.

В подготовке учеников к экзамену огромную роль играют родители. Именно родители внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Типичные родительские ошибки в ходе подготовке к экзаменом:

1)    Негативный настрой, особенно для детей со слабой нервной системой, возбудимых и эмоциональных детей – особо опасен.

2)    Родительские тревоги, («не сдашь», «не знаешь», «не так занимаешься») дают эффект негативной установки, формируют неуверенность, страх, повышенную тревожность.

3)    Страх перед экзаменом, подчеркивание ответственности, («Мама этого не переживет», «Бабушку это добьет», «Тебе перед родителями будет стыдно»?) - только лишь усиливает волнение.

4)     Бесконечные «страшилки» и обещания   беды ребёнку в настоящем и будущем («Будешь никому не нужным», «Никуда не поступишь») -  запугивает и пугают детей.

5)    Незнание родителей, как Ваш ребенок реагирует на трудную ситуацию (жалобы на сердцебиение, появление тошноты, озноба и др.) -   может привести к эмоциональному срыву.

6)    Излишняя суета, опека, тотальный контроль и требование интенсивной подготовки, нарушающие режим труда и отдыха («Почему не занимаешься?», «Сколько выучил?», «Почему делаешь не то, а это?»), в основном вызывают у ребёнка раздражение и протест.

Рекомендации родителям «Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам (памятка):

•        Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

•        Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

•        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

•        Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

•        Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

•        Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

•        Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

• Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

•        Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

•        Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

•        Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

•        Ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

«Скорая помощь в стрессовых ситуациях»

  1. Дыхание: через глубокий вдох задержать дыхание на пике вдоха и сделать медленный выдох.
  2. Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела, распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным выдохом.
  3. Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится рядом.
  4. Перед экзаменом использовать аутотренинг: «Я все знаю. Я могу сдать экзамен. Я сдам экзамен. Я уверен в своих знаниях. Спокойно».
  5. Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и постараться включиться в какую-либо активную деятельность (физический труд).

Пятый этап.

Обратная связь.  Поделитесь своими впечатлениями от проведенного занятия: что понравилось, что показалось неактуальным, какие вопросы остались у вас. Давайте в заключение в двух словах пожелаем что-то себе и группе. Большое спасибо за работу!

                                                        

                                                           

Рекомендации родителям

«Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам

•             Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

•        Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

•        Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

•        Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

•        Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

•        Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

•        Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

• Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

•        Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

•        Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

•        Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

•        Ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

«Скорая помощь в стрессовых ситуациях»

  • Дыхание: через глубокий вдох задержать дыхание на пике вдоха и сделать медленный выдох.
  • Минутная релаксация (мышечное расслабление): сосредоточиться на выражении лица и положении тела, распустить мышцы, присоединить к этому глубокое дыхание с продолжительным выдохом.
  • Необходимо оглядеться вокруг и очень медленно и внимательно осмотреть все, что находится рядом.
  • Перед экзаменом использовать аутотренинг: «Я все знаю. Я могу сдать экзамен. Я сдам экзамен. Я уверен в своих знаниях. Спокойно».
    • Если позволяют обстоятельства, необходимо покинуть помещение, где возник острый стресс и постараться включиться в какую-либо активную деятельность (физический труд).