Методическая разработка

родительского собрания на тему:

«Агрессия, её причины и последствия»

Педагог-психолог

                                                           ГУО «Средняя школа № 2 г.Речицы»

                                                           В.А.Решетник

Задачи:

 1. Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми.                                                                                      

 2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления.

Форма проведения: круглый стол

Участники родительского собрания: педагог-психолог, родители

Подготовительная работа:

1. Экспресс-анкетирование детей и родителей.

2. Проведение классного часа на тему: ««Агрессия, её причины и последствия»».

3. Подготовка материала (памятки) для родителей.

Оформление:

- Доска в кабинете оформлена листами ватманы с результатами анкет, записаны тема родительского собрания, эпиграф, определения рассматриваемых терминов.

-Парты в классе расставлены в круг в центре кабинета так, чтобы за них могли сесть 4 группы родителей.

- Карточки с ситуациями для обсуждения.

- Памятки для родителей.

 Ход собрания:

(Эпиграф записывается на доске).

                                «Человек обладает способностью любить,

                                и если он не может найти применения своей способности                

                                любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и

                                жестокость. Этим средствам он руководствуется, как

                                бегством от собственной душевной боли…»

                                                                                                        Эрих Фромм.

I. Вступительное слово педагог-психолога

- Уважаемые родители! Сегодня мы пришли для того, чтобы вновь обсудить проблемы воспитания детей в семье.

Народная мудрость гласит: «Три несчастья ждут нас в жизни: болезнь, смерть и трудные дети». Первое и второе несчастье нам избежать не удастся. Третье несчастье зависит именно от нас, взрослых.

Мы должны помнить о том, что, поступая разумно и справедливо в каждой, даже в самой драматичной ситуации, у нас есть шанс остаться родителями вообще и быть счастливыми родителями.

Наши дети растут, расширяется круг их общения, появляются проблемы, большие и маленькие, решаемые легко и трудно разрешимые.

Как учится ребенок, постигая науку жизни, так учится и родитель, постигая науку воспитания.

 Не могу не привести пример: «Благополучная, воспитанная, целеустремленная девочка в компании нетрезвых, неряшливо одетых молодых людей. После вопроса «Почему ты здесь? Что себя сюда привело?» она рассказывает о том, что родители подрались, потому, что отец хочет уйти из семьи, а мама его не пускает. Девочка идет в компанию назло родителям, в отместку за то, что они, проявляя свой эгоизм, забыли о существовании своего ребенка, забыли о том, что ему совершенно небезразлично, что, и самое главное, как это происходит в его семье».

       Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы посвятить проблеме агрессии.

II. Объяснение основного понятия «агрессия»

Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров. Возраст появления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только взрослые, но и подростки. Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.

Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.). У старших, т. е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, ее проявление, путают с настойчивостью, напористостью.

Как вы считаете, это качества равнозначные? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, принимают его как враждебное.

К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.                                  

     Тема нашей встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

     Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

III. Обсуждение и анализ анкет учащихся и родителей                                                                                      

Педагог-психолог анализирует анкеты учащихся и родителей и обращает внимание на те пункты, которые вызвали самые большие затруднения родителей и детей. (см. Приложение )

- Анализ анкет показывает, что чаще всего причиной агрессии отрочества является желание подражать поведению взрослых и кумиров. Кроме этого, подростки усваивают навыки социального поведения близких и авторитетных им людей.

 IV. Слово педагог-психолога на тему родительского собрания 

- Если в своей семье подросток сталкивается с хамством и грубостью взрослых, если родители утвердили такое поведение как эталон общения в семье, то ребенок другим просто не может быть.

Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.

Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семьей.

Постоянные ссоры родителей. Физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это – ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства агрессии.

Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено. В первую очередь, требовательный к себе родитель способен анализировать методы своего воспитания и корректировать их с учетом складывающейся ситуации.

Однако родители должны помнить, что требовательность – это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной.                Очень часто детская агрессивность связана именно с тем, что родители проявляют ничем не обоснованные и бессмысленные требования, абсолютно не проявляя при этом дружелюбия и поддержки. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать.

     Иногда родители сами создают ситуации, которые впоследствии станут поводом к проявлению агрессивности. К примеру: «Сегодня «легкие» уроки, можно в школу не идти, я напишу записку учительнице, что тебе плохо». Не надо удивляться родителям этого ребенка, если через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать или будет требовать от родителей повторения подобных поступков.

Требовательность по отношению к ребенку должна быть разумной. Проявляя требовательность, необходимо считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка.

Требовательность оправдана тогда. Когда перед ребенком выдвигают посильные задачи и оказывается помощь в их решении. Даже самое справедливое и несложное требование. Если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребенка. В том числе и самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребенок будет выражать протест скрыто, а ребенок не очень покладистый – открыто. Требовать что-либо от детей надо в спокойной и доброжелательной форме, объясняя целесообразность требований. В своих методах воспитания, в требовательности к ребенку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг друга в воспитании ребенка, это дает возможность ему лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.

Если ребенку удается так поступать длительное время, а затем наступает запрет, это приводит к проявлению детской агрессии.

Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые дети, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют и обманывают их. Эта агрессивные ребята, но причина такого поведения кроется не только в них самих. Ведь агрессия – это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых. С такими детьми нужно работать и родителям, и учителям, и психологам. Что могут сделать взрослые для таких детей, чем они могут им помочь?

  1. Обучать конфликтных детей выражать свой гнев другими, более приемлемыми способами.
  2. Обучать таких ребят умению владеть собой и развивать в них способность контролировать себя в разных ситуациях, провоцирующих агрессию.
  3. Формировать в конфликтных детях способность к доверию, сочувствию, учить их сопереживать другим людям.

             Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация.

Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни.

          Бывает, что родители непоследовательны в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

      В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

 Расположение помогает ребенку:

  • преодолеть трудности;
  • использование в своем арсенале умение слушать ребенка;
  • включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;
  • объяснено ребенку;
  • оно суровое, но справедливое;
  • оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

V. Родительский практикум  

Разыгрывание ситуаций, предложенных педагогом-психологом.

Во время практикума родители должны не только дать ответ на предложенную ситуацию, но и, по возможности, разыграть ее.

Родители делятся на 4 группы и готовят небольшой сценарий предложенной им ситуации. В сценарий входит определение ролей, которые будут играть сами родители, реплики, которые будут предложены для решения данных ситуаций, конкретные решения, принимаемые в каждой ситуации.

      Группам раздается листки с заданными ситуациями.

Ситуация 1. Вы узнаете о том. Что ваш ребенок в компании таких же сверстников принимает легкие наркотики. Вы заметили, что изменилось его настроение, общение с семьей и сверстниками, он перестал ходить в школу, общаться с близкими друзьями.

Ситуация 2. Ваша семья глубоко переживает потерю любимой бабушки. Но ваш ребенок переживает эту потерю на высоком эмоциональном накале. Это сказывается на поведении подростка и его общении.

Ситуация 3. С вашей дочерью происходит нечто невообразимое: перестала есть, не подходит к телефону, не желает выходить из своей комнаты. А вчера заявила, что не хочет жить…

Ситуация 4. Вы развелись, ваш муж построил новую семью, ваш ребенок не желает общаться с отцом, отвергая все его предложения и материальную помощь. При этом ребенок меняется на глазах физически и психически.

      После разыгрывания ситуаций проводится дискуссия-анализ, которая позволит определить отношение родителей к выполняемому заданию. Для дискуссии предлагаются следующие вопросы:

  • Каким образом вы даете понять ребенку, что он не прав?
  • Как вы даете понять, что он прав?
  • Способны ли вы принять точку зрения ребенка?
  • Способны ли вы аргументировать не принятую вами точку зрения ребенка?
  • Какие формы поощрения и наказания вы используете в своей семье?

VI. Заключительный этап

1. Обобщение педагогом-психологом по теме родительского собрания

Подходит к концу наша встреча. Родители должны помнить, что ситуация, вызывающая агрессию, связанная с ребенком или семьей в целом, не рассосется сама по себе, она требует активного вмешательства для ее разрешения. Для этого нужно пользоваться услугами специалистов, читать литературу, тренировать себя в разрешении конфликтной ситуации.

Родители должны помнить, что ситуацию, вызывающую агрессию, нельзя разрешить следующими мерами:

  • угрозы, указания, приказы;
  • диктовка ребенку выхода из ситуации, принятого нами, но не принятого им;
  • гнев, раздражение.

          Подростковый возраст очень трудный и крайне ранимый. Сделайте все возможное, чтобы дети доверяли вам, чтобы они выросли сердечными, умеющими сочувствовать.

А для этого не надо быть равнодушными. Каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания:

  • Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  • Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  • Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  • К агрессивным проявлениям в поведении ребенка проводит приводит агрессивность семьи.

Верить и любить! В этом спасение.

И последнее, мой совет: каждый из вас должен обязательно выработать свои правила, которых вы сами придерживаетесь. И успех гарантирован – вы переживете подростковый период. Но все же оставим общим во всех «своих» правилах слово «люби». Где любовь, там волнение, там доверие.

Вам, если откровенно, будет очень трудно. То, что мы говорим, на подростков мало действует, потому, что система ценностей в переходном возрасте меняется.

Если вы хотите хотя бы как-то воздействовать на свое чадо, станьте его другом.Не потеряйте своих детей! Терпеливо находите подходы к ним.

Педагог-психолог раздает каждому родителю заранее приготовленные памятники.

2. Рефлексия собрания

Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания.

3. Домашнее задание «Комплимент своему ребенку».

- В школе в конце каждого урока задается детям домашнее задание. Сегодня на собрании вы прослушали лекцию, выполнили практические упражнения, а теперь я предложу необычное домашнее задание вам. Каждому из вас надо найти повод похвалить своего ребенка, подобрать добрые искренние слова в его адрес.

VII. Решение текущих вопросов

В качестве решения родительского собрания родителям вручаются памятки.

(см. Приложение)

 IX. Индивидуальная работы с родителями

(попросить остаться для беседы тех родителей, чьи дети вызывают особую тревогу)

 

 

 

 

 

Приложение

Анкета для родителей (1)

  1. Изменилось ли поведение вашего ребенка в последнее время?
  2. Бывает ли ваш ребенок агрессивным и грубым?
  3. Против кого он проявляет агрессию?
  4. Какими средствами вы стараетесь преодолеть агрессию своего ребенка?
  5. Находите ли вы понимание у всех членов семьи?
  6. Считаете ли вы необходимостью поднимать эту проблему на родительском собрании?

Анкета для родителей (2)

Родителям предлагаются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены, и проранжировать их по степени выраженности в поведении ребенка.

По моим наблюдениям, в характере моего ребенка чаще всего проявляются:

- Доброта                                                         - Агрессивность

- Безразличие                                                  - Терпение

- Сочувствие                                                    - Нетерпимость

- Упрямство                                                      - Сопереживание

- Покладистость                                                -Эгоизм

Затем родители перечисляют те качества характера своего ребенка, которые наиболее ярко выражены.

 

 

 

 

Анкеты для учащихся (1)

Чаще всего я радуюсь, когда_____________________________________

 Чаще всего я смеюсь, когда _____________________________________

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда ______________________

Чаще всего я плачу, когда _______________________________________

Чаще всего я злюсь, когда _____________________________________

Чаще всего я обижаюсь, когда __________________________________

Мне хорошо, когда меня ________________________________________

Мне плохо, когда меня _________________________________________

Анкета для учащихся (2)

Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, можно отнести к вам. Их должно быть не менее пяти.

Я – добрый.                                                Я – безразличный

Я – злой.                                                      Я – хороший друг

Я – терпеливый                                           Я – умный

Я – нетерпеливый                                        Я – помощник

Я – упрямый                                                  Я – обидчивый

Анкета для учащихся (3)

    

Если тебя наказывают, то…

Если тебя поощряют, то…

4 «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

 

  

 

 

 

 

Памятка для родителей «Предупреждение детской конфликтной ситуации» (1)

Раздается родителям по окончании собрания.

  1. Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  2. Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  3. Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
  4. Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  5. Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  6. Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  7. Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
  8. Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  9. Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.

Памятка для родителей (2)

Раздается родителям по окончании собрания.

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой!

После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить.

Агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • над ребенком зло шутят;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают ребенка друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют по отношению к ребенку мелочную опеку и заботу;
  • родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку;
  • ребенок чувствует, что его не любят.

Для преодоления детской агрессии в своем педагогическом арсенале родители должны иметь:

- внимание                                              - открытость

- сочувствие                                            - обязательность

- сопереживание                                     - доброту

- терпение                                                - ласку

- требовательность                                  - заботу

- честность                                               - доверие

- откровенность                                       - сердечность

- понимание                                              - дружелюбие

- чувство юмора                                       - умение удивляться

- ответственность                                     - надежду

- такт                                                          - любовь